В конце ноября прошлого года губернатор Дмитрий Аяцков поручил
новому министру транспорта и дорожного строительства Саратовской
области Геворгу Джлавяну проработать схему транспортной разгрузки
Саратова. Ненужные маршруты, которые «возят воздух», предполагалось
ликвидировать или видоизменить. Большие надежды губернатор возлагал
на троллейбусы, видимо, полагая, что именно они являются будущим
саратовского электротранспорта. А вот необходимость некоторых
городских трамвайных маршрутов ещё предстояло рассмотреть.
Первый трамвай и последний троллейбус
Что ж, история повторяется. Когда на двухсотлетие Саратовской
губернии были ликвидированы 1-й и 15-й трамвайные маршруты, горожане
радостно вздохнули: не будет теперь пробок в центре города. Ведь
именно трамвай мешал движению на улице Чапаева и создавал автомобильную
толчею.
Но спустя пять лет проявились явные «минусы» этой нелепой идеи.
Во-первых, при ликвидации маршрутов №№ 1 и 15 власти обещали пустить
25 троллейбусов, а было получено только 15 машин. Во-вторых, изначально
на этих направлениях ходило 20 трамвайных вагонов (каждый вмещает
до 500 человек), зато теперь по улице Чапаева бегают 55 «газелей»!
И, наконец, проблема пробок, которую хотели решить с помощью
этой глобальной реконструкции, за прошедшие годы только еще более
усугубилась. Теперь в автомобильных заторах от Главпочтамта до
улицы Советской можно стоять по полчаса. Кому была выгодна эта
«перемена мест»? По крайней мере, не самим пассажирам, которые
теперь буквально висят на подножках 15-го троллейбуса, а раньше
спокойно рассаживались в двухвагонном трамвае-сцепке. И не автомобилистам,
прочувствовавшим, как это бывает, когда вместо трамвая дорогу
занимают неповоротливые троллейбусы и многочисленные маршрутные
такси.
Картина 1997 года может повториться и сегодня. Планы убрать
рельсы с улицы Кутякова, дабы избавиться от заторов, очень похожи
на ситуацию пятилетней давности. По словам заместителя министра
транспорта и дорожного строительства области Андрея Грязнова,
помимо инициативы губернатора для ликвидации трамвайных путей
есть и еще одна причина: жители прилегающих улиц пишут жалобы.
Правда, господин Грязнов не объяснил, на что именно жалуются граждане
— на шум и лязг трамваев или же причина их жалоб иная. И почему
до этого электротранспорт здесь никому не мешал, а потом вдруг
стал нелюб местному населению?
Больше влезет — выше въедет
— По поручению губернатора вопрос о том, чтобы очистить транспортные
магистрали города от пробок, которые создаются не без участия
трамваев, разбирали специалисты нашей организации, а также ГИБДД
(ГАИ), «Саратовгражданпроект» и ученые из технического университета,
— рассказывает Александр Медведев. — Могу сказать, что многие
выступили против этого «новшества».
И есть причины для того, чтобы оставить рельсы на своем месте.
Трамвай является экологически чистым видом транспорта, у него
большая вместимость, нежели у троллейбуса. Помимо этого, трамвай
поднимется в такую гору, куда не проедет троллейбус. Здесь хотелось
бы вспомнить только один случай из жизни предновогоднего Саратова,
когда на улице Жуковского прорвало водовод и ни один автобус не
въезжал по ледяной дороге в гору. А маршрутные такси и вовсе шли
в объезд — по улице Соколовой. И лишь трамвай оказался единственным
транспортным средством, который спокойно доставлял жителей посёлка
Пугачевский в центр коммунального катаклизма. Будь на его месте
троллейбус — большинство горожан попали бы домой только пешком...
Были б новации, да съели дотации
В областном министерстве транспорта утверждают, что эта идея
не забыта, и в конце февраля по теме транспортной разгрузки города
снова будет собираться очередная комиссия. И всё бы ничего, но
для воплощения в жизнь этого «гениального» плана требуется...
440 миллионов рублей.
Разумеется, если губернатор как главный вдохновитель ново-старой
идеи пожалует столь немалую сумму на транспортную реконструкцию,
тогда рельсы можно снимать хоть завтра. Правда, неизвестно, как
отнесутся к этой затее депутаты областной думы. Те самые, что
не так давно утверждали бюджет, в расходной части которого явно
не предусмотрены средства на очередную губернаторскую реформу.
Ещё «веселей» будут чувствовать себя саратовская городская
дума, мэрия Саратова. Ведь именно муниципальные власти дотируют
МУПП «Саратовгорэлектротранс». Причем настолько «успешно», что
в прошлом году на одном из совещаний в администрации города генеральный
директор этого предприятия Геннадий Кочетков просто-напросто пригрозил
остановить движение трамваев и троллейбусов, если проблема финансирования
будет решаться и дальше таким же образом, как сегодня.
Настроение Геннадия Юрьевича понять можно. Из 130-миллионной
дотации на 2002 год было недополучено 35 миллионов. Более того,
около 100 млн рублей проходит, что называется, мимо «Саратовгорэлектротранса».
Мэрия Саратова перечисляет эти средства напрямую энергетикам -
«Саратовэнерго», СПГС и т.д. Не будем забывать, что электрический
транспорт — самый крупный потребитель электроэнергии в городе.
В итоге от денег либо ничего не остается, либо одни крохи, на
которые предприятие приобретает необходимые запчасти. И хотя у
«Саратовгорэлектротранса» есть своя ремонтная база, все равно
требуются материалы для того, чтобы привести машины в божеский
вид.
Доедет ли старый трамвай до новых времен?
В настоящее время парк города Саратова состоит из 274 трамваев
и 184 троллейбусов. Срок эксплуатации саратовских трамваев, которые
все произведены на Усть-Катавском заводе, составляет 16 лет. Половина
из них ездит уже 15 лет и скоро «срок годности» закончится. Однако
этот факт не означает, что подвижной состав будет списан по «возрасту»:
покраска и необходимый ремонт вернут старый трамвай на маршрут.
Усть-Катавские трамваи ездят по Саратову с незапамятных времен.
И раньше, и по сей день, продукция этого предприятия считалась
едва ли не самой надежной, плюс вполне умеренные цены. Особенно
если сравнивать с расценками на трамваи ленинградского и чешского
производства... Так вот, последний раз два трамвая были закуплены
городом в 1997 году. Каждый вагон стоит около 3 млн рублей, и
МУП «Саратовгорэлектротранс» просто не в состоянии регулярно их
приобретать. Это в середине 80-х годов областной центр закупал
в год по 20 — 30 машин. Сейчас пассажирам нужно радоваться, что
трамваи хотя и старые, но ещё ездят.
Крупный «рогатый» транспорт: поголовье падает
А что же с троллейбусами, которые так любит наш губернатор?
Увы, и здесь ситуация обстоит не лучшим образом. Эксплуатировать
«рогатый» транспорт можно только 10 лет, а в Саратове его средний
возраст перевалил уже за 11.
Да, купить троллейбус выгодней, чем трамвай: он стоит около
2 млн рублей. К тому же производящее предприятие — ОАО «Тролза»
— под боком, в городе Энгельсе. Казалось бы, отлаженная схема
взаимозачетов, бюджетное финансирование и тому подобные экономические
«хитрости» могли бы загрузить покровское предприятие «под завязку».
Однако ничего подобного не происходит. Дела обстоят туго: последняя
партия из десяти машин была приобретена Саратовом в 2001 году.
Тенденция здесь следующая: в 1992 году их закупили для нужд города
в количестве 19 штук, в 1993-м — 31, в 1994-м — 12, в 1997-м —
17, а в 2000 году — всего 6. Не густо для предстоящей транспортной
«революции». Но в этом году, кажется, появился свет в окошке.
На приобретение подвижного состава в 2003 году «Саратовгорэлектротрансу»
из муниципального бюджета запланировано выделить аж 25 миллионов
рублей. Между прочим, в прошлом году на закупку машин не дали
ни копейки. Но и сейчас никто не знает, выделят ли обещанное.
Или вновь областной центр ничего не даст.
Какие рельсы, коль на шпалы не хватает
Про убыточность электротранспорта лучше даже не говорить. Тот
же Александр Медведев, побывавший недавно в Германии, напомнил
о том, что во всем цивилизованном мире этот вид транспорта дотируется
государством. Разница с родными пенатами лишь в том, что в Австрии
есть города, где по центральным улицам бегают одни трамваи, вытесняя
легковые авто, загрязняющие атмосферу. Во Франции же, к примеру,
иногда удобней добираться на работу рельсовым путем, нежели на
новеньком «пежо». Ну а бюргеры «обнаглели» от сладкой жизни до
такой степени, что трамвайные пути превращают в зеленые лужайки.
Специально выращенная трава занимает всё полотно. Всякий раз норовят,
расширяя трамвайную сеть, применить при строительстве современные
достижения науки.
Одним словом, у них — новые времена, у нас — старые рельсы
на гнилых шпалах, не снимая закатывают асфальтом под «рогоносный»
транспорт. Только в Германии или Франции вначале думают о пассажирах,
а потом верстают бюджеты. В России и, в частности, в Саратове
всё гораздо проще: трамвай — роскошь, а средство передвижения
— маршрутная «Газель». Ну а с частником можно всегда договориться
полюбовно. Он поймёт и не обидит.